Работы именитых кировских художников выставят в художественном музее

11 января 2018 года в 17:00 в выставочном зале Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых (ул. Карла Либкнехта, 71) состоится открытие выставки.

10.01.2018

Выставка подводит итог 50-летнего творческого пути кировских художников Александра Веприкова и Николая Поликарпова. На экспозиции представлено более шестидесяти произведений художников - от программных, знаковых работ до работ, выполненных за последние пять лет. Это портреты, пейзажи, натюрморты, этюды, рисунки.

Мастера живописи воспевают красоту, их объединяет искренняя любовь к родной земле, поэтическое восприятие мира и философское осмысление действительности. Много лет Александр Иванович и Николай Изосимович преподают в Вятском художественном училище имени А. Рылова, передавая молодому поколению свой бесценный опыт. Художники ведут активную общественную и научно-просветительскую деятельность.

Выставка дает возможность зрителю проследить основные этапы творческого пути живописцев в их развитии, увидеть красоту окружающего мира, почувствовать атмосферу русской деревни через художественные произведения наших земляков.

Александр Иванович Веприков

Родился 3 августа 1947 года в городе Уржуме Кировской области в семье самобытного художника Ивана Ефимовича Веприкова.

В 1971 году с отличием окончил художественное отделение Кировского училища искусств, в 1977 году завершил обучение на графическом факультете Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова (мастерские Олега Михайловича Савостюка и Евгения Адольфовича Кибрика). В 1978 году вступил в Кировскую организацию Союза художников РСФСР.

В начале творческого пути молодой художник пробовал себя в разных видах изобразительного искусства: живописи, графике. Первый успех пришел к А. Веприкову, когда он работал в жанре плаката.

В 1970-80-е годы художник увлекается станковой графикой и темперной живописью. С 1972 года участвует в областных, групповых, региональных, республиканских, всесоюзных, всероссийских, международных и персональных выставках. В 1980 и 1982 годах работает в Домах творчества «Челюскинская», «Байкал». В 1990 году Александр Иванович руководит группой художников в Доме творчества «Байкал».

С начала 1990-х годов художник постоянно занимается живописью. Большое влияние на Александра Веприкова, как на живописца, оказал его отец - Иван Ефимович Веприков, самобытный уржумский художник, чьи полотна экспонировались на областных, республиканских, всесоюзных выставках картин самодеятельных художников. Более ста своих лучших работ мастер живописи передал в дар родному Уржуму: двадцать картин находится в экспозиции Уржумского краеведческого музея им. Н.Н. Арбузовой. Иван Ефимович подчеркивал: «Моя мастерская - сама природа». Свою любовь к отчему краю, выраженную через единение с природой, он сумел передать своему сыну. На протяжении всего творческого пути излюбленной темой Александра Ивановича Веприкова являются образы родной Вятской земли - окрестности Уржума в различное время года.

А.И. Веприков много путешествует по Вятскому краю, создавая пейзажные этюды в разное время года. Художник стремится отразить неброскую красоту северной природы, продолжая левитановско-серовские традиции. Александр Иванович любит запечатлевать на своих полотнах пейзажи с дальними планами, подчеркивая простор и безграничную даль родной земли («Уржум. Родной город» (2012), «Островок печали» (2014), «Русский мотив» (2016)).

Отдельная тема в творчестве художника - изображение васнецовских мест: дома-усадьбы Васнецовых, деревянной церкви и окрестностей села Рябово («Лес. Опушка» (2003), «Васнецовский парк» (2016), «Заброшенная дорога» (2016)).

Особое место в творчестве художника занимает малая родина. Он часто бывает в родном городе Уржуме, выезжает на этюды, организует выставки, руководит пленэрами. На «уржумскую» тему Веприковым написаны десятки работ («Осенний день» (2013), «Церковь в Рождественском» (2013), «Устье Уржумки» (2014), «Задумчивый вечер» (2015), «Холодный май» (2017), «Ранняя весна» (2017)).

Реалистичность пейзажной живописи, правдивость жизненного впечатления сочетается с поэтичностью и романтической приподнятостью над обыденностью. Это проявляется в свободной живописной манере письма, особенностях композиции произведений, продуманности колорита. В работах художника тонко подчеркивается волнующая игра светотени, трепет красочной поверхности. Как многие мастера лирического направления в пейзаже, А.И. Веприков предпочитает не полдень, а утро и вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть именно те моменты, которые богаты сменой настроений и их оттенками («Торжество весны» (2017), «Осенний вечер» (2017)).

Отдавая предпочтение пейзажу, художник много работает и в жанре натюрморта: создает цветочные и предметные композиции, которые окутаны дыханием жизни. Для наиболее полной передачи настроения мастер огромную роль отводит как предметам, так и окружающему их пространству («Вербное воскресенье» (2016)).

Среди произведений последних лет следует отметить картину «Память» (2017). Эта работа имеет философскую направленность.

Полотна Александра Ивановича выделяются сложившимся почерком и самобытным характером живописи. Он пишет по-своему, неповторимо, в присущей ему поэтической манере.

Александр Веприков - певец вятской земли, вся его жизнь и творчество - пример бескорыстного духовного служения искусству.

Многие годы А.И. Веприков посвятил педагогической работе. С 1977 по 2000 годы преподавал на живописно-педагогическом отделении художественного училища, позже - на отделении дизайна Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института (МГЭИ). В художественных выставках разного уровня уже давно участвуют его ученики, молодые живописцы. Более десяти из них вошли в состав Союза художников России. Н. Кривошеина защитила кандидатскую диссертацию по искусствоведению, Ф. Халикову присвоено звание Заслуженного художника Татарстана.

А.И. Веприков - постоянный участник различных российских и международных пленэров, участник и художественный руководитель «Васнецовских пленэров» имени А.А. Рылова (2012). В 2011 году руководил пленэрной практикой в Екатеринбургском художественном училище имени И.Д. Шадра.

Создавая живописные и графические произведения искусства, Александр Иванович Веприков в 1990-х годах одновременно выполнял для нашей области важную художественно-общественную работу: по заказу департамента культуры и Правительства Кировской области художники Александр Веприков и Сергей Горбачев разработали эскиз флага Кировской области.

За большую творческую и организационную работу Александр Иванович Веприков награжден грамотами и дипломами ВТОО «Союз художников России», администрации города Кирова. Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации в 1997 году награжден орденом Дружбы. В том же году ему было присвоено звание «Почетный гражданин города Уржума». В 2004 году А.И. Веприкову присвоено звание «Заслуженный художник России», а в 2012 году Александр Иванович становится лауреатом премии Правительства Кировской области имени художников Виктора и Аполлинария Васнецовых «Признание».

Сегодня многие работы А.И. Веприкова хранятся в Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых, в Уржумском музейно-выставочном центре, в частных коллекциях, в музеях России и за рубежом.

Николай Изосимович Поликарпов

Родился в 1948 году в селе Полом Белохолуницкого района Кировской области в крестьянской семье.

Рисованием увлекся в раннем детстве под влиянием дяди Модеста Анисимовича, учившегося в городе Москве на скульптора, и отца Изосима Анисимовича, который до войны учился в Палехском художественном училище.

С 1959 года Н. Поликарпов учился в Кирове в средней школе № 45, где учителем рисования и черчения был выпускник Рязанского художественного училища Леонид Тимофеевич Артамощенко, человек, влюбленный в искусство, который стал первым наставником художника. Он привил своему ученику любовь к работе на пленэре.

С 1964 по 1968 годы Николай Поликарпов учился в Чебоксарском художественном училище (преподаватели - О.И. Филиппов и В.В. Гунько), по окончании которого работал в родной школе № 45 учителем рисования и черчения.

После службы в армии поступил в Кировские художественно-производственные мастерские художественного фонда, где началась его творческая деятельность.

С 1968 года Н.И. Поликарпов - участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.

В 1971 году Николай Поликарпов был принят на работу в Кировские художественно-производственные мастерские художественного фонда РСФСР, где с 1978 по 1980 годы работал в должности главного художника. С 1971 по 1977 годы работал в Домах творчества «Горячий ключ», «Академическая дача», «Старая Ладога». В период с 1980 по 1993 годы избирался членом правления, оргсекретарем, председателем правления Кировской организации СХ РСФСР. Участвовал в работе конференции СХ России в Смоленске в 1991 году, избирался делегатом съезда СХ России в 1993 году. В 1999 году Николаю Изосимовичу Поликарпову было присвоено почетное звание «Заслуженный художник России».

Главным мотивом творчества художника Н. Поликарпова, начиная с первых работ, является русская природа с ее скромной красотой, русская деревня с ее жителями. «Северная деревня - это село мое Полом, моя «тихая родина», где было написано все или почти все, где было «буйство глаз и половодье чувств», - вспоминает Н.И. Поликарпов.

Художник на протяжении всего своего творческого пути обращался как к пейзажу, так и к натюрморту и портрету. Но излюбленным жанром Н. Поликарпова оставался пейзаж. С юных лет он среди самых ценных уроков своих педагогов усвоил главный: работа на пленэре, на натуре и есть основа живописи, поэтому, работая в селе Полом, он много внимания уделяет написанию этюдов. Полом дал художнику понимание особой сущности природы Вятского края, именно здесь Н.И. Поликарпов создал собирательной образ русской деревни.

В период с 1970 по 1980-е годы на творчество Николая Изосимовича большое влияние оказала Владимирская школа пейзажной живописи (К. Бритов, В. Юкин, В. Кокурин, Д. Холин), благодаря чему Н. Поликарпов в своих работах начинает применять приемы фактурного письма, ищет особый светоносный колорит, передающий настроение, цветовую яркость. Он стремится выразить чувства через состояние природы, интересуется световоздушной средой, меняющей цвет и очертания предметов. Так, в картине «Бабье лето» (1973) Н. Поликарпова мы наблюдаем буйство осеннего цвета, свободную манеру письма, веселый сюжет, что создает атмосферу радости и гармонии.

В 1980-е годы пейзажи Николая Поликарпова впервые появились на российских выставках. Это были пейзажи как образы мироздания, где красота проявляется в неразрывном единении природы и человека.

Любовь к работе на пленэре дала возможность мастеру показать тонкие соотношения цвета и света, увидеть цветовые тени. Особенно удаются художнику переходные состояния природы: от солнца к дождю, от затишья к буре («Ветер с Вятки» (2001), «Облака над Вяткой» (2001), «Вечерний шум» (2002), «Холодный август» (2002)).

Вечер и ночь - любимое время суток Н. Поликарпова. Таинственный свет луны в ночном небе, одинокий огонек в окне деревенской избы, наполненное покоем небо, преобладание насыщенного синего цвета, багровые отсветы заката, контраст света и тени создают ощущения таинственности («Уходит день» (2006), «Стремясь догнать стальную рать» (2017), «Свет луны» (2017)). Особый магнетизм этих работ перекликается с полотнами А. Куинджи, одного из любимых художников Николая Изосимовича.

Картины художника, на которых можно увидеть все времена года и суток, наполнены теплом и светом, поэзией, созвучной лирике Сергея Есенина и Николая Рубцова. Впечатляет чистота авторского восприятия мира. Все творчество пейзажиста говорит, насколько близки и необходимы русскому человеку природа родного края, те корни, которые соединяют его с Родиной.

К жанру портрета Николай Поликарпов обращается не так часто. Среди известных портретов следует выделить «Портрет Валентины Поликарповой» (1995) и полотно «Прасковья Яковлевна» (1984), которое стало достоянием Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых.

Николай Поликарпов - продолжатель традиций великих мастеров русской живописной школы. По технике написания его творчество близко И. Левитану.

Николай Изосимович Поликарпов преподает живопись и композицию в Вятском художественном училище имени А.А. Рылова. Его сын Антон Поликарпов недавно закончил Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова по специальности «художник-живописец» и продолжает художественную деятельность по примеру своего отца.

Сроки работы выставки - с 11 января по 4 февраля 2018 года.

Пресс-показ выставки - 11 января в 15:00.




10.01.2018 10:27:35

Архив новостей
« Апрель » « 2018 »

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26
Закрыть Нет событий за указанную дату
27
Закрыть Нет событий за указанную дату
28
Закрыть Нет событий за указанную дату
29
Закрыть Нет событий за указанную дату
30
Закрыть Нет событий за указанную дату
31
Закрыть Нет событий за указанную дату
1
Закрыть Нет событий за указанную дату
2 3 4 5 6 7
Закрыть Нет событий за указанную дату
8
Закрыть Нет событий за указанную дату
9 10 11 12 13 14
Закрыть Нет событий за указанную дату
15
Закрыть Нет событий за указанную дату
16 17 18 19 20 21
Закрыть Нет событий за указанную дату
22
Закрыть Нет событий за указанную дату
23 24 25 26 27 28 29
Закрыть Нет событий за указанную дату
30
Закрыть Нет событий за указанную дату
1
Закрыть Нет событий за указанную дату
2
Закрыть Нет событий за указанную дату
3
Закрыть Нет событий за указанную дату
4
Закрыть Нет событий за указанную дату
5
Закрыть Нет событий за указанную дату
6
Закрыть Нет событий за указанную дату


Контактная информация

АДРЕС:
610000, г. Киров,
ул. Воровского, д.79
ФАКС (8332)54-44-78
Адрес электронной почты: culture@admkirov.ru